top of page
Eng.png
ru.png

Иван Костяхин: «Музыка включает созидательную энергию». Интервью для журнала "Алеся"

April 06, 2016

Дирижёру Большого театра Беларуси Ивану Костяхину всего 38 лет, а принято считать, что это профессия «второй половины жизни». Недавно на сцене театра с успехом прошла премьера всемирно известного балета «Маленькая смерть» Иржи Килиана на музыку Моцарта, где дирижёром-постановщиком выступил Иван. Он также принял участие в постановке на белорусской сцене оперы Верди «Макбет», премьера состоялась 19--20 марта. Летом, как и в прошлом году, Ивана опять можно будет увидеть в качестве дирижёра музыкального фестиваля «Классика у Ратуши».

«Дирижирование – это профессия всей жизни. Потому что не будет второй половины, если не было первой», – уверен Иван Костяхин.

– Традиционный, наверное, вопрос: в какой момент вы решили, что свяжете жизнь именно с музыкой?

– То, что моя жизнь будет связана с музыкой, родители поняли рано. Первое мое сольное выступление состоялось… в аэропорту Внуково. Мы семьей летели из Москвы в Ростов-на-Дону, и наш рейс по какой-то причине задержали. День был особенный: 31 декабря, до Нового года оставалось несколько часов. Уставшие и расстроенные пассажиры собрались в зале ожидания … И тут выходит  мальчишка, четырех лет от роду, и начинает исполнять свои любимые песни: из обожаемого фильма “Три мушкетёра”, репертуара Аллы Пугачёвой, Муслима Магомаева. В общем, и народ изрядно повеселил, и, конечно, сладостей “заработал”.

Однажды в наш детский сад пришли педагоги из музыкального лицея (сейчас – Республиканский музыкальный колледж при БГАМ. – Прим. автора) и поинтересовались: «А кто из вас, ребята, любит выступать? Петь или читать стихи?» Воспитательница на меня и указала: «Вот этот мальчик».  Так я оказался учеником музыкального лицея при Белорусской консерватории. Кстати, уже было поздно подавать документы в подготовительную группу (дело было весной), и меня сразу взяли в 1-й класс, потому что я, абсолютно не зная нот, хорошо пел. Первый год обучения был достаточно сложным. Но меня вовлекла особая атмосфера учебного заведения, где царит только музыка и где все - и преподаватели, и ученики - бесконечно преданы ей.

Интервью для журнала "Партер"

February 01, 2015

Дирижирование есть режиссура через музыку, потому что музыкальная драматургия является основной движущей силой действия, и это еще никто не опроверг.  Роль дирижера-постановщика в том, чтобы эта музыкальная драматургия была осмыслена, выявлена и понималась как исполнителями спектакля, так и публикой. Самые различные идеи, драматические столкновения, комические и трагические ситуации инстинктивно воспринимаются через музыку. Ведь в музыкальном театре первое слово "музыкальный»! Это значит "театр через музыку", это особый способ познания мира. Поэтому дирижер-постановщик уж во всяком случае не менее важен для процесса рождения музыкального спектакля, чем режиссер-постановщик. И только во взаимопонимании этих творцов может родиться что-то стоящее. Говорю это не просто потому, что я - дирижер, а потому что есть определенный нравственный долг пред автором, который создал партитуру – тот самый Розеттский камень с иероглифами, смыслы которых мы должны расшифровывать, разгадывать.

 

Я считаю, что дирижирование — это профессия всей жизни. Если не заниматься этой профессией в первой половине жизни, как правило, ее не будет и во второй. Хотя бывают, конечно, и исключения. Необходимо прийти к каким-то принципам, причем своим, работа дирижера — это всегда осмысление, постижение, какой-то интуитивный прорыв. Наша профессия всегда будет индивидуальна, субъективна, каждый дирижер — это штучное произведение, двух одинаковых дирижеров не бывает. И без той самой первой половины, когда ты это накапливаешь, пытаешься войти, взлететь, прорваться, процарапаться каким-то образом в мир образов и смыслов — без того, что сформировано в первой половине профессиональной жизни, не будет и второй. Я не видел ни одного настоящего дирижера, которому бы его профессия надоела, это такая штука волшебная, когда ты имеешь возможность выйти за пульт и создать мир, сказку, рассказать историю, при этом ни одного слова не произнеся и даже лицом к слушателю не поворачиваясь. И люди тебя поймут.

Интервью для портала "КУЛЬТПРОСВЕТ"

October 18, 2015

"Театр всегда – и призвание, и болезнь,

и слегка диагноз"... 

На этот раз за кулисы Большого театра Беларуси нас провел Иван Костяхин. Именно он 11 июля дирижировал концертом на площади Свободы. Тогда под открытым небом для минской публики прозвучали сочинения Вольфганга Амадея Моцарта.

 

текст: Ольга Борщёва, «Культпросвет»
фото: Ольга Мороз, архив героя

Интервью для Сетевого СМИ Газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

August 04, 2015

"Недавно в Союзном государстве завершились гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, посвященные 70-летию Великой Победы"

 

ТЕКСТ:  ЕКАТЕРИНА АСМЫКОВИЧ

К номеру:  34 (625) от 05 Августа 2015 года.

Интервью для портала "Беларусь сегодня"

February 28, 2008

"Глаза горят при взгляде на партитуру"... 

Сегодня в Белорусской опере премьера «Кащея бессмертного», произведения «великого и ужасного» музыкального сказочника, русского композитора Николая Римского–Корсакова. Почему спектакль–сказка идет не в детское время, рассказывает дирижер–постановщик

Иван Костяхин.
 — Римский–Корсаков под видом сказки фактически создал притчу о жажде власти. Вот в чем ирония: вечная жизнь Кащея мало чем отличается от смерти — в ней давно нет живых чувств, он устал. Он устал бояться, хорошо ли его дочь стережет его смерть, которая спрятана в ее слезинке. Вот любовь Кащеевны и разрушила темное царство.

Автор публикации: Елена ЛИСОВА Дата публикации: 29.02.2008

Интервью для Постоянного Комитета Союзного государства

March 16, 2016

“Все начинается тогда, когда человек выходит за рамки повседневности”...

10 мая в Зале полководцев Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве состоялся Торжественныйконцерт Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра. Перед началом выступления, прямо на последней репетиции, наш корреспондент расспросил творческих руководителей коллектива о том, как им удается воспитывать будущих звезд исполнительского искусства Союзного государства.

 

Подготовил Алексей Архипов

Please reload

bottom of page